пятница, 1 февраля 2013 г.

имена авторов франция гимнастической системы

3,11 Mb.страница2/10А.М. ГорбылёваДата конвертации25.09.2011Размер3,11 Mb.Тип Смотрите также:   2                 Глава 1 ^ Системы, но... не рукопашного боя Для того, чтобы в XIX веке возник]ла необходимость создания систем фи]зического воспитания военной направ]ленности и появилась реальная возмож]ность сделать это, потребовалась опре]деленная степень развития двух совер]шенно разнородных отраслей знания: военно-стратегической и медико-биоло]гической. В течение нескольких столе]тий они существовали и развивались обособленно, имея свои собственные методы и задачи. И лишь на ближних подступах к позапрошлому веку на]глядно обозначилась необходимость их сотрудничества. При этом военный фактор, несомненно, являлся домини]рующим, а физически-воспитательный, хотя и приобрел достаточно важное значение, оставался всего лишь служеб]ным, подсобным. Наполеоновские войны показали всему миру необходимость и превос]ходство массовых армий, каких до это]го еще не бывало. Но такие армии тре]бовали большого количества здоровых и физически хорошо подготовленных мужчин. Вместе с тем, к тому времени уже не только понимали благотворное влияние физических упражнений, но даже успели создать в этой области кое-какие научные предпосылки. Если обратить ретроспективный взгляд на конец XIV - начало XV века, то в глаза бросится, как все более раз]вивающееся искусство рукопашного боя начинает выплескиваться на стра]ницы рукописных манускриптов - «ко]дексов» (сборников, объединяющих описания приемов), а затем и первопе]чатных книг. Практическая востребо]ванность действенных приемов, от ко]торых зависела жизнь бойца, породила целую библиотеку, весьма солидную и очень интересную. Блестящий парад ав]торов - таких великолепных мастеров, как Отт, Тальгофер, Ганс Вурм, Фабиан фон Ауэрсвальд, Иохим Мейер и даже сам великий художник Альбрехт Дюрер - продолжался более двух столетий. Но чем более совершенствовалось огнест]рельное оружие, чем сильнее возрастала его огневая мощь и скорострельность, тем все меньше внимания уделялось в армиях обучению рукопашному бою. И во второй половине XVII века появ]ляется всего лишь только одна яркая работа - «Искусный борец» голландско]го мастера Николаса Петтерса. Да и то, посвященная не военному, а спортив]но-бытовому рукопашному бою. Казав]шийся до тех пор неиссякаемым книж]ный рог изобилия явно оскудевал. Постоянное развитие военного дела неумолимо диктовало свои непремен]ные условия, сделав ставку на колонны слаженно марширующих стрелков и все заметнее отодвигая на задний план искусных бойцов-одиночек. Народные состязательные единобор]ства тоже приобретали все более мяг]кий, спортивный характер, устраняя наиболее ценные в боевой схватке при]емы, которые угрожали состязающим]ся повреждениями. Но даже и в таком, более цивилизованном, виде они по]стоянно подвергались гонению и осуж]дению как дело богопротивное, как варварское развлечение, простительное лишь простонародью, но никак не че]ловеку образованному и уж особенно «из высшего света». Европа все стремительнее продвига]лась к вершинам промышленной циви]лизации и все сильнее отставала от Вос]точной Азии в области старинных бое]вых искусств. Европейское мастерство рукопашного боя, стоявшее в XVII сто]летии столь же высоко, как в той же Японии, утрачивая свою актуальность, все более терялось, вырождалось, раз]мывалось стремительно текущим вре]менем и напрочь забывалось. В сочетании с пренебрежением к подвижным простонародным забавам может показаться противоречивым и странным тот интерес и внимание к здоровому физическому воспитанию, которые медленно, но неуклонно фор]мировались в европейских странах. Эпоха Возрождения - Ренессанс - дейст]вительно стала временем возрождения неукротимого интереса к забытой было и даже проклятой католической церко]вью великой античной культуре. А в ча]стности, и к богатой греко-римской ат]летической практике. Почетная роль принадлежала здесь итальянскому док]тору философии и врачу Иеронимо Меркуриарису. Один из образованней]ших и передовых людей своего време]ни, свободно владевших древними язы]ками, он годами работал в богатейших библиотеках Венеции, Вероны, Милана, изучал древнейшие рукописи Византии и дополнял свои книжные изыскания обильными археологическими данны]ми. Его благородным заветным жела]нием было разгадать все утраченные тайны античного физического воспита]ния, которое он именовал словом «гимнастика». Снова вдохнуть в него жизнь и подарить своим современни]кам «это высокое и благородное искус]ство, ранее процветавшее, а ныне умер]шее и позабытое». Книга Меркуриалиса «Об искусстве гимнастики» была опубликована в 1569 году и в течение двух столетий ос]тавалась основным руководством в об]ласти физического воспитания для ев]ропейских стран. Автор не просто опи]сал античные упражнения, он проана]лизировал и классифицировал их, сде]лав 'самый первый шаг к созданию на]учно обоснованной системы физичес]кого воспитания. Все упражнения были подразделены на несколько соответству]ющих групп. Военные упражнения оценивались как «необходимые», то есть полезные для общества, но не очень нужные для здоровья. А вот уп]ражнения, полезные для здоровья, Ие]ронимо считал наиболее важными и называл их «истинными». Разумеется, не мог он пройти мимо весьма попу]лярных в древности борьбы и кулачно]го боя. Однако рекомендовал не сами кулачные схватки, а лишь своеобраз]ный бой с тенью, так как он не может повлечь нежелательного «чрезмерного напряжения сил». Четыре года спустя «Искусство гим]настики» было в первый, но далеко не в последний раз переиздано. Венециан]ский художник Кристофоро Кориола-но, снабдивший книгу отличными гра]вюрами, изобразил и два сложных бо]левых приема в схватке панкратиона на земле. На протяжении последующих трех столетий в различных европейских странах возникают свои системы, одна]ко любая из

Лукашев М. Н. На заре российских систем рукопашного боя / Лукашев М. Н

Глава 1 ^ Системы, но... не рукопашного боя - Лукашев М. Н. На заре российских систем рукопашного боя / Лукашев М. Н

Комментариев нет:

Отправить комментарий